Рассмотрим особенности моделирования абстрактных машин средствами формальной системы категориальной комбинаторной логики.
Абстрактной машиной (abstract machine) в рамках данного курса будем называть математическую формализацию, которая моделирует правила выполнения программы (или, иначе, алгоритмы) для реальной вычислительной машины (компьютера).
В настоящее время при практической реализации различных классов языков программирования, в частности функциональных и объектно-ориентированных языков, широко используются аналоги абстрактных машин в форме так называемых виртуальных машин (virtual machine).
Виртуальные машины представляют собой средство создания промежуточного (следующего за текстом программы на высокоуровневом языке программирования) кода (именуемого в различных реализациях Java-кодом, MSIL-кодом и т.д.), который затем транслируется в машинный код. Заметим, что последний пример промежуточного кода, а именно, MSIL (Microsoft Intermediate Language), представляет собой ни что иное, как код виртуальной машины, реализованной корпорацией Microsoft для технологической платформы .NET.
Отметим также то обстоятельство, что абстрактные машины позволяют адекватно моделировать различные подходы и стратегии вычислений, включая ранее рассмотренные рекурсивные вычисления, а также вычисления по необходимости (иначе известные как "ленивые"), которые будут рассматриваться в ходе курса.
Уточнив понятия об абстрактных и виртуальных машинах, перейдем к исследованию особенностей различных классов рассматриваемых формализаций, проиллюстрировав выделенные классы необходимыми примерами из математической теории и практики программирования.
Прежде всего, следует отметить то обстоятельство, что практически все без исключения абстрактные модели вычислительных машин оперируют понятием состояния, изменения которого и отражают ход выполнения программы.
При этом следует, во-первых, выделить ранние, "наивные" формализации на состояниях, которые не были практически поддержаны ни языками программирования, ни собственно компьютерами.